Без сои. продолжение (полностью -- в форуме)

Без Митькиного философского трёпа будет скучновато. В детстве он пострадал в автомобильной катастрофе и уже шесть лет живёт в коляске. Ему предлагали вплотную и всерьёз продолжить лечение на базе медицинского батальона, но он считает, что, если инвалидам гарантировано равноправное сосуществование, он обязан использовать свой шанс и напросился в аналитическую команду. Ну а уж если ему суждено будет встать на ноги, он сможет это сделать немного позднее, тем более что окончательного, со сто процентным успехом решения этого вопроса ещё не найдено. У меня нет сомнений, что его аналитическими способностями теперь заинтересуются и военные, а он найдёт для себя множество новой и интересной информации.
Наши именитые физкультурники дружно пошли в отказ от услуг спортивного учебного батальона, пообещав тренерам заниматься по индивидуальной программе, хотя ни у кого из нас нет сомнений, что свободного времени и сил у них будет маловато. Хотя, кто знает, на что они способны. Даже наша маленькая знаменитость Никита, не оставляет намерений продолжить свою эпопею досрочного (экстерном) прохождения ступенек образования. За свои неполных пятнадцать лет он не напрягаясь перешагнул через три года среднего образования и предполагает продолжать свой забег в ВУЗе, для чего накачал в сети кучу лекций, которые и собирается просматривать в свободное от армейской подготовки время.
Некоторые из нас пытались подшучивать относительно его "несвоевременного" призыва, но быстро осеклись, получив убедительный и справедливый отпор. Его мозги, по крайней мере, не отстают от наших, грамотно организованные физические тренировки компенсировали некоторое отставание в росте и весе, а множество приводимых им исторических примеров героической борьбы детей с завоевателями заставляют замолчать самых завзятых скептиков. Вообще-то он не из когорты вундеркиндов. Просто когда-то в детстве он захотел выглядеть чуть старше своего возраста, и это желание стало путеводной звездой всей его сегодняшней жизни.
В общем, девять месяцев обещают стать для нас насыщенными, увлекательными и запоминающимися. Боюсь, что они будут слишком скоротечными и останутся лишь счастливыми, но последними воспоминаниями нашей юности. Ведь потом нам, возмужавшим, придётся расстаться, чтобы уже вне привычной братии штурмовать другие жизненные преграды, завоёвывать новые позиции в этом мире.
Предстоящая военная подготовка для каждого из нас ? это этап возмужания личности, становления характера в условиях приближённых к экстремальным, перерыв в образовании и длительный отдых от предков. Мама тоже не без удовольствия говорит о предстоящей передышке, хотя в её глазах заметна некоторая грусть. Никто не запрещает нам общаться в сети, нам дозволено встречаться в любое свободное время, но думаю и надеюсь, что большой необходимости в этом не будет. Отец вообще категорически против всякого общения, хотя, я знаю, он всегда волнуется, но старается скрывать это.
Ну и, безусловно, этот период станет для нас серьёзной проверкой школьного братства, способности каждого из нас работать в коллективе, нашей готовности помогать «ближнему своему», когда самим не сладко. И это не наивные грёзы, это опыт наших старших братьев и сестёр. Ни разу ни от кого не слышал скверных воспоминаний об этом этапе их жизни, никакого сожаления кроме радостной ностальгии и здоровой гордости.
А затем нас зовёт "в даль млечный путь".
Вчера бабушка с умилением вспоминала слова Медведева (это их бывший президент) о полезности закалять молодой характер в борьбе с трудностями, но я так и не понял, о каких трудностях она говорила. Если она имела в виду проблемы получения высшего образования, то это просто тупость периода молодости её поколения. Если речь шла о сложностях реализации своего эго, своих способностей и потребностей, организации своего дела, то это, скорее результат моральной недоразвитости её поколения, результат глупости, зависти и жадности отдельных её членов.
В наш век супер скоростного развития техники и технологий просто немыслимо прожить, не развиваясь индивидуально. Без новых знаний и навыков невозможно полноценное существование даже в повседневной не связанной непосредственно со служением обществу жизни. А в обществе твои знания и навыки, основанные на информации годичной давности, быстро обесцениваются, становятся никому не интересными, не востребованными. Стоячая вода начинает цвести и пахнуть, постепенно превращаясь в болото.
В нашей конституции, впрочем, как и в конституции поколения дедов, прописаны принципы права всех и каждого на получение образования. Только, в отличие от периода их поколения, отношение к принципам в наше время иное.
Принципы являются двигателем развития нашего общества, приоритет принципов над законами и всевозможными инструкциями ? непререкаем. Отступление от буквы закона во имя принципов человечности ? ситуация хотя и редкая, но не наказуемая. И наоборот: неукоснительное выполнение буквы закона в ущерб интересам человека и общества, мягко говоря, не приветствуется, как правило, строго индивидуально карается, а законодательство моментально корректируется. У нас практически отсутствуют ситуации, когда оправданием тех или иных негативных деяний служат ссылки на неоднозначность, несовершенство, закона, иные оправдания, направленные на то чтобы "пустить пыль в глаза". Любой потенциальный нарушитель обязан понимать, что ему не помогут никакие уловки в его желании нанести ущерб человеку или обществу. Существуют лишь смягчающие вину обстоятельства, но не более того. Подобный подход, в своё время, резко сократил число желающих поступаться общечеловеческими нормами бытия, и таких у нас сегодня ? "днём с огнём".
Наши права, в пределах общечеловеческих принципов, форс-мажорных ситуаций на планете, не могут ограничиваться никакими материальными, организационными, законодательными ограничениями. Если мы прописали права каждого человека, то они должны выполняться, если сегодня выполнение прав для всех и каждого ограничено определёнными обстоятельствами (в том числе и экономическими), то давайте так и пропишем.
Сегодня я так и не определился, какому роду деятельности посвящу свою дальнейшую жизнь. Мне одинаково интересны вопросы океанологии и вопросы возведения всевозможных объектов в океане. К счастью, обе науки тесно связаны, не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Их совместное изучение поможет мне в дальнейшем предвосхитить возможное негативное воздействие человека на биосферу океана, позволит не делать ошибок в ходе подводного проектирования и строительства.
Для продолжения образования нам нет необходимости сдавать какие-то там экзамены. Наше поколение знакомо с этим словом только по рассказам стариков, для меня оно до сих пор непонятно и ассоциируется со злой сказкой из моего детства. Мы с "материнским молоком" усваивали, что совокупность формы и содержания определяет признак, качество того или иного предмета, явления. При этом качество, в первую очередь, обуславливается содержанием, которое и является основополагающим.
Оценка, …, в конечном итоге диплом ? это всего лишь форма, а содержанием является багаж знаний и способностей. Кто как не учитель и твои товарищи знают твоё истинное содержание. Не могу поверить рассказам деда о некоторых привычках его поколения приобретать знания путём материального обмена, наречённого взяткой, покупать дипломы об образовании. Каким же надо быть тупым, чтобы, при выборе себе помощника, сослуживца с которым, возможно, придётся "идти в разведку", довериться корочке документа, не увидев за ней истинного содержания его обладателя.

фантастический рассказ продолжение
Владимир Александрович Михайлов ноябрь 2009 mi856@mail.ru