О Стихосложении.

Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

Стихотворная речь – разновидность мерной речи, характеризующаяся определенными закономерностями ритмической организации, особенно повторением ритмических единиц того или иного объема (стоп, стихотворных строк, строф и т.п.).

Ритм – равномерное повторение каких-либо однородных явлений. Принципы ритмической организации стихотворных произведений многообразны и у отдельных наций весьма специфичны. Особенности фонетической системы того или иного национального языка определяют и своеобразие ритмического строя данного народа. Однако сама ритмическая основа стихотворной речи, сложившаяся еще за много веков до нашей эры, остается единой и неизменной для всех народов.
Такой основой является членение речи на ритмически соизмеримые отрезки – стихи, то есть отдельные стихотворные строки.
Материалом для ритмического строения стиха являются слоги. Организация же этого материала неодинакова в произведениях различного времени и у различных народов. Она определяется особенностями каждого национального языка, его исторического развития.

Двусложные размеры.

Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея
—V), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
—V—V —V —
—V —V —V —V
—V —V —V —
—V —V —V—V

Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба V—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

V— V— V— V—
V— V— V— V— V
V— V— V— V—
V— V— V— V— V

Трехсложные размеры.

Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —VV), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

—VV —VV —VV —V
—VV —VV —VV —
—VV —VV —VV —V
—VV —VV —VV —

Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия V—V), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

V—VV—VV—VV—
V—VV—VV—VV—

Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста VV—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

VV— VV— VV— V
VV— VV— VV—
VV— VV— VV— V
VV— VV— VV—

Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

В зависимости от совпадения звуков различается рифма:
точная и неточная

Рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.
Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П - глухая, Б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с й и В(России[россиЙи]-сини-силе-красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

О, тут уже без

О, тут уже без музыкального образования не разберешься, или без 100 грамм.
Врядли конечно кто-то будет заучивать эта правила, ведь люди на нашем сайте в основном пишут от души, не используя правила стихосложения, только орфографические. Но всё ровно спасибо, интересно узнать.

Ой-ё......................

Ой-ё.............................................................
Peace Love Empathy

Ага.

Математика полегче будет.
----------------------------------------
----------------------------------------
Здесь могла быть ваша реклама

))) зато, может,

))) зато, может, начинающие поэты научаться стихи правильно слагать)

Вы что!!!! Я

Вы что!!!! Я вообще не понимаю, как можно писать стихи по правилам! Стихи - это душа, чувства и переживания! ёмоё......
Peace Love Empathy

Таня, да никто

Таня, да никто этих правил в сбе и не чувствует... просто это уже отработанная настройка... техника... подрастёте и поймёте... ведь последнее стихо уже гладенько написали... значит, настраивается Ваш инструмент на музыку, на ритмику...

Юрочка,

Юрочка, последнее стихо, было написано, как и все остальные за 10-15 мин)) Только то, что в голове)) Не более))
Peace Love Empathy

Таня, я же о чём

Таня, я же о чём и говорю... настраивается Ваша вумна головка на музычку...

))

Ну эт гуд)))) Нарешті порозумнішала))
Peace Love Empathy

невжеж))))))))))))))))))))))))))))

)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Ну, все-таки я

Ну, все-таки я думаю, что стихи - нечто больше чем строчки с безупречной рифмой и ритмом.
----------------------------------------
----------------------------------------
Здесь могла быть ваша реклама

Ну понятное понятное дел

Ну понятное дело, но они не существует без этого, ну ещё существую особые поэтические приёмы, тоже могу, если что опубликовать, но это я думаю не обязательно знать, что писат хорошие стихи