Сад Камней

Действующие лица:

Марина,28 лет,

Антон 33 года,

Сергей Николаевич Рудин,генерал ВВС,их отец,70 лет.

Ирина-жена Антона,20лет,

Тася,жена Рудина,существующая лишь в его воображении.

Петр Семенович-сосед.

Павлик-сын Марины, 6 лет.

Действие происходит в наши дни,в подмосковном поселке Переделкино.

Действие Первое.

Конец апреля. Почти до самой реки раскидывается роскошный,цветущий яблоневый сад.Его когда то давно посадил Рудин,и считал это делом всей своей жизни. В гамаке привязанном к двум яблоням,свернувшись калачиком спит Павлик.

Около деревянного,зеленого с белым дома разговаривают Антон и Ирина. Ирина –женщина с несколько одутловатым лицом,в стоптанных чуньках,и широком,светлом платье. Видно,что она на сносях. Антон невысок ростом, но строен, и лицом напоминает своего отца в молодости. Одет он в цивильный серый костюм и галстук.

Ирина. Я почему-то начинаю бояться Сергея Николаевича. Его резкости,уверенности…Он идет прямо,как стрела,сметая все на своем пути. Неровен час как…

Антон. Еще покойная мать называла его «танком». У него характер…

Ирина. Да что характер! Он странный…Он готов создавать что то,посвятив этому «что то» всего себя,без остатка,а потом,под влиянием какого то внезапного порыва,стереть созданное,уничтожив это одним махом…Это страшно,Антон…

Антон. Не обращай внимания. Это старческое. Тем более годы военной службы не прошли для отца даром. Порой мне кажется что он настолько сильный,самодостаточный,что ему не нужен никто-ни мы,не покойная мать ни друзья…Он в себе,как в крепости…

Ирина. А ты?Может быть,ты тоже такой?

Антон(смеется и обнимает ее за плечи) Нет,Ириша. Отец разочаровался,когда узнал что я не такой сильный и прямой,как он. А было время,когда он пытался воспитать из меня стального человека,для которого кроме слов «долг» и «цель», не существует иных ценностей…А я так не мог. Поэтому нашел в себе силы восстать против его диктата,и вместо военного училища пойти в медицину…Старик,кажется до сих пор не может мне простить этого…

В гамаке некоторое шевеление. Павлик поднимает коротко стриженую,белобрысую голову и начинает с усилием тереть кулачками глаза. Из глубины сада выходит Рудин. Издалека его можно принять за юношу-так легка и порывиста его походка,так высок и прям он в своем старом,не безупречно сшитом генеральском кителе. Но вблизи,видно его лицо. Лицо это,высоколобое,и хранящее черты некой аристократичности,изборождено глубокими морщинами,запавшие,сухие глаза горят полубезумным блеском.

Седые,зачесанные назад тонкие волосы,от ветра выбиваются в разные стороны,придавая Рудину сходство с хищной,взъерошенной птицей.Он проходит широким шагом мимо сына и невестки,и останавливается возле гамака,в котором лежит внук. Смотрит на него пристально,будто изучая, затем поворачивается и направляется к дому.

Антон(неуверенно) Отец!

Рудин(медленно разворачиваясь) Да?

Антон (пауза) я хотел спросить тебя…

Рудин стоит прямо,слегка откинув назад голову,рассматривая сына так,будто прицеливаясь в него.

Антон. Отец…Я все о том же,о саде…Зачем вырубать то,что ты посадил собственными руками,радовался тому как пробивается стебелек,тянется,набирается сил…Эти яблони-это жизнь,а ты хочешь на этом месте устроить подобие кладбища…

Рудин.Тебе этого не понять. Не суйся не в свое дело.

Антон.Я знаю,ты все всегда делал так,как хотелось тебе. Ты привык решать за других…Но пойми-сейчас не война,и дом-не место для военной дисциплины,и нелепой жестокости,разрушения,неизвестно во имя чего…

Ирина(в полголоса) Сергей Николаевич…Вы ведь сильный человек,умудрены жизнью-а поддаетесь минутному порыву…

Рудин.(не удостаивая ее ответом)Этот сад растил я,следовательно и вырубать его мне…Имею полное моральное право…

Антон(с отчаянием) Ты говоришь,как гоголевский Тарас Бульба…Он так же рассуждал,убивая сына…

Рудин (усмехаясь) Не бойся,тебя я не убью,не то время…

Ирина(гневно) Вы! Вы понимаете,что вы сейчас сказали! Сумасшедший старик! Значит,вы смогли бы убить сына?

Рудин(впервые за всю сцену смотрит на Ирину) Я этого не говорил!

Ирина.Нет,Сергей Николаевич,вы это сказали. Неужели вы смогли бы поступить так же как гоголевский герой?Если бы сын,скажем изменил вашей идее или какой нибудь присяге…

Рудин(медленно) Если бы он предал…То да,смог бы…

Ирина. А…

Антон(перебивая ее) Ну,зачем мы опять ссоримся? Отец…Ведь речь шла вовсе не о морали,любви,и прочем…Мы говорили о саде…Который посадил ты сам..И теперь хочешь уничтожить…

Рудин.Я пришел к этому решению сам,и никто,не смеет помешать мне. Я знаю одно-так надо.

Ирина. Но вы же считали этот сад делом своей жизни,неким памятником…

Рудин. Нет. Не то и не другое. Скорее,способом самоутверждения.

Антон,Ирина. Самоутверждения?Перед..кем?

Рудин(глядя поверх их голов) перед самим собой. Я сам себе судья,и сам себе мерило. Вот,собственно и все.

Уходит в дом. Дверь захлопывается. Антон и Ирина смотря друг на друга,открыв рты. Где-то вдалеке,проходит электричка.

Действие Второе.

Кабинет Рудина. На полках множество книг,на стенах висят черно-белые репродукции картин. Рудин стоит перед стеклянным стилажом,и вглядыватся в собственное отражение. Потом усмехается,проводит ладонью по волосам и садится в глубокое,тяжелое кресло. Закрывает воспаленные глаза. В кабинете стоит полумрак,но внезапно он начинает рассеиваться. Около Рудина от пола к потолку высится белый,мутный столб. Он принимает очертания и становится видно Тасю. Она очень молодая,с длинными светлыми волосами,и большими,печальными глазами. Она останавливается перед Рудиным и дует ему в лицо. Он открывает глаза.

Рудин. Таисия! Как ты тут….Впрочем,догадываюсь. За мной?

Тася.(тихо) Ты,..я давно не видела тебя…Двадцать лет..Скажи,ты вспоминал меня?

Рудин.Вспоминал…Но не всегда…Ты же знаешь, я вспоминал тебя,когда мне было трудно,или нужен был совет…

Тася. Да,знаю. Я старалась давать тебе дельные советы…Скажи,они пригодились тебе,хоть немножко?

Рудин. Они помогли мне жить.

Тася. Это хорошо… А сейчас…Ты нашел то что искал? Молчишь..Значит не нашел…Скажи,что тебя мучает?Ты потерял сон,всклокоченный весь,как воробей после драки…Чего тебе нужно еще в этом мире?

Рудин.Я хотел найти лишь одно…Себя…Доказать самому себе,что я могу что то особенное,нестираемое временем…Я решил создать сад камней,без деревьев,трав,цветов. Просто камни. Гладкие,симметричные,обласканные морской волной.

Тася. Камни…Тебя не поймут…Хотя камни-именно то что похоже на тебя,на твою душу. Тебя обточила волна жизни,придала форму,но внутри ты не изменяешься. Ты такой же цельный,твердый,единый.

Рудин. Камень тем и отличается от прочей материи,что он неделим. Попробуй-ка,разбери камень на песчинки! Получится бесформенная кучка пыли,ненужная и не несущая смысла.А возьми речную гальку-каждый камушек-точная,законченная форма,ничего лишнего…У нее нет углов,щербатин-а значит конца и начала…Это как крохотная вселенная,состоящая из одной единственной частицы…Объединяющая прошлое,будущее и настоящее в сущем…Это..

Тася. Не умничай.Слишком много слов,для такого простого и цельного предмета,как камень.

Рудин. Да.Ты права. Слова-изобретение недалеких,подчеркивающие бессмыслицу жизни.

Люди изобрели их,что бы заполнить пустоту…Внутреннюю.А камни-молчаливы,как все истинное.

Тася. Истина потому и называется истиной,что не имеет голоса. Она есть-как данность,и от этого не уйти. Ложь же напротив любит слова и эпитеты-так как ее нет,но она стремиться доказать свою реальность.

Рудин. То есть,ты хочешь сказать,что человек много говорящий о себе,рассказывающий и констатирующий свою жизнь-попросту не существует,но пытается убедить других в обратном?

Тася. Ну посуди сам,стоит ли живущему постоянно убеждать других в том что он живет?

Рудин. То так. Доказать можно лишь делом. Поэтому я должен,обязан создать этот Сад.

Тася. Помни о цене Сада Камней.

Рудин. Цене?

Тася.Создавая новый сад ты убьешь свое прошлое. Люди осудят тебя за вырубленые яблони,за загубленную красоту. Но лишь мы с тобой знаем,что ты рубил не яблони,а стирал с лица Земли всю прошлую жизнь,свои мысли,цели. Вырубив сад ты умрешь,а создав новый-родишься вновь,но в ином естестве. Близкие не заметят перемены. Но ты станешь иным человеком.Ты меняешь свою Судьбу,помни об этом пожалуйста. А теперь –прощай.

Мираж рассеивается. Рудин остается один,в кресле посреди комнаты. Тишина.

Действие Третье.

Река.Она искриться в солнечном свете,словно серебро. На белом,песчаном берегу неподвижно стоит Марина.Она худая,имеет коротко подстриженные,темные волосы,в косопосаженных,больших глазах тот же безумный блеск,что и у отца.К Марине подходит Петр Семенович. Это человек лет 40,полный и благодушный.

Марина(несколько испуганно) Ах,вы испугали меня. Какого черта вы подкрадываетесь! Если я умру от разрыва сердца,моего сына вы растить будете?!

Петр Семенович.Марина Сергеевна! Оставьте этот командирский тон,которому вы,верно научились у вашего отца. И пришел я как раз поговорить с вами…

Марина. Хм..Интересно,о чем это нам с вами разговаривать?

Марина достает из кармана пачку сигарет,закуривает. Петр Семенович услужливо тянется к ней со своей зажигалкой. Она гордо вскидывает голову и отстраняет его.

Петр Сергеевич. Ну…ну зачем вы так,а? Мы с вами знакомы уже три года,а вы все отпрыгиваете и ощетиниваетесь,словно пойманная волчица…Вас трудно понять…Вы явная копия вашего отца…А вот Антон совсем другой…

Марина(насмешливо) Другой?Более одомашненный,что ли?Если я волчица,то уж он наверняка добряк-барбос,с радостью пускающий воров во двор…

Петр Семенович(устало садясь на перевернутую лодку) Ну вы загнули,голубушка…Вы злы на весь свет,и только потому,что ваш супруг оказался подлецом и бросил вас…

Марина (раздувая ноздри) Не ваше это дело,в моем белье копаться! Не ваше!

Петр Семенович (сокрушенно) Вас не убедить,Марина. А ведь я собирался сделать вам предложение…Не,перебивайте,дайте сказать. У вас –ребенок. И ему нужно лечение. Вы сломаетесь от такой жизни,вам нужна поддержка…Вы грубы-но очень ранимы…Я же вижу…

Марина(повышая голос) Все сказали,?

Петр Семенович(покорно) Все.

Марина.Тогда слушайте,что скажу вам я. Вы мне омерзительны,именно своей добротой. Вы унижаете меня. Вы показываете мне мое истинное положение-мать одиночка,денег не хватает,ребенок глухой и немой…Каждый раз,когда на горизонте мелькает ваша мешкоподобная фигура,я готова утопиться от стыда. Мне стыдно,когда вы рядом,ясно?

Петр Семенович встает. Отворачивается. На глазах его мелкие,как собачьи слезы. Начинает бесцельно тыкаться по берегу,потом прибавляет шагу,и почти бежит вдоль реки. Марина молча курит,глядя ему вслед.

Действие Четвертое.

Сад. С Запада дует сильный ветер,срывая и крутя в воздухе листву яблонь. На старой,самодельной скамейке скорчился дрожащий Павлик. Видимо,его забыли в саду. Несмотря на глухоту,он вздрагивает от порывов ветра,и закрывает лицо рукавом курточки.

Неизвестно откуда возникает Рудин. Как всегда всклокоченный,он быстрым шагом идет к скамейке.

Павлик не узнает деда,и пытается спрятаться. Рудин сажает ребенка к себе на колени. Тот прячет лицо на груди у деда.

Рудин(Павлику) Не стоит бояться бури…Мальчик..Я сам когда то,в твои годы ужасно боялся грозы. Мой отец узнал об этом,и однажды,когда начилась очередная гроза,все ушли в дом,и заперли дверь,а я остался на улице. Я тогда жутко испугался,заплакал, и стал бить кулаком в запертую дверь. Тем временем загрохотал гром,молнии слепили глаза…Я колотил дверь и вдруг мне в голову,в мою глупую,детскую головенку пришла мысль-что гроза-мой личный враг,и нарочно хочет напугать меня. И я разозлился. Я тогда встал спиной к двери,и лицом к ветру. Слезы высохли. И тут мне стало весело. Я засмеялся. И с тех пор,как начиналась гроза,буря или ураган-я выбегал им на встречу,словно старым друзьям,и радовался,что прямо могу смотреть им в лицо…Сомое большое счастье для человека-отсутствие страха перед теми,кто во много раз сильнее его…

Павлик поднимает голову и смотрит на деда,будто слышит его. Рудин смеется и ставит ребенка на землю.

Рудин. А теперь пошли домой. Тебе простужаться не стоит. Ну кто быстрее до дома добежит,а?

Павлик улыбается,и бежит следом за Рудиным в дом. Вслед им хлещет ливень.

Действие Пятое.

Раннее утро. Омытый,дождем,сияющий под солнцем сад. По узкой тропке,между деревьями идет Рудин,с топором в руках,и сзади бежит Павлик,увязавшийся за дедом.

Рудин. Каждого человека по жизни окружает масса привязанностей,уз,цепей. Но привязанность человека к чему либо-есть смерть души… Человек всю жизнь копит деньги,отказывает себе в куске хлеба и кружке молока,а потом умирает от разрыва сердца,узнав о том,что деньги обесценены…

Или же,человека порабощает любовь к своему творению. Поверь мне,малыш,греческий скульптор Пигмалион был несчастнейшим из смертных…И несчастие его заключалось в любви к делу своих рук.Он любил свои страдания,переживания,мысли,вложенные в статую,и в глазах его,именно в его глазах она оживала,приобретая плоть и кровь…Вспомни хотя бы Исаака. Он любил сына более жизни,но бога любил еще более. Ибо,в этом и суть свободы,что мы можем принести самое дорогое,даже жизнь свою в жертву какой либо Цели…

Истинно свободный не имеет привязанностей и ценностей. Так как вместе с ними приходит страх потерять все это. А человек имеющий страх-заведомо становиться рабом.

…………………………………………………….

Рудин останавливается у яблони и начинает рубить ее. Павлик стоит в стороне и наблюдает за летающими в небе ласточками.

Рудин из всех сил рубит дерево,но чувствует,что силы его уходят. Наконец дерево с хрипом падает на землю.

Рудин отирает взмокший лоб,и видит бесконечную вереницу яблонь,посаженых им же самим. Он садится в траву.

К сидящему Рудину подходит Антон. Ирина стоит в стороне,прижимая ладони к своему большому животу. В ее глазах испуг.

Антон. Отец…Ты смог это сделать? Как же…

Рудин. Молчи…У меня нет сил…Прошлое сильнее меня,живущего в настоящем…Оно победило…Я не смогу создать на этом месте новый сад..Возможно,это сделаешь ты…

Антон. Отец…я?

Рудин. Да,ты..или Павлик…Он мудрее нас всех,и сможет больше…

Ирина . Ой! Не могу…помогите,кто нибудь…

Начинает с искаженным лицом оседать на землю.Антон подхватывает ее и тащит в дом. Из дома на крики выходит Марина. Она не помогает Антону,а идет куда то в заросли.

Действие Шестое.

Сад. На траве лежит Рудин и смотрит в небо невидящеми глазами. Павлик куда то убежал. Подходит Марина и садится на землю рядом с отцом.

Марина.Ты отступил?

Рудин. Что?

Марина(жмурясь на яркое солнце) Я говорю,от затеи своей отступил…А был всегда гордым,несгибаемым…И вот меня такую же создал…

Рудин (вяло) Я плохо воспитал тебя?Ты пришла за тем,что бы сообщить мне это?

Марина(продолжая жмуриться) Ирина рожает…иш как орет…Нет,не плохо. Ты не сделал из меня личности,вот что..ты просто создал механическое повторение самого себя…Матрицу,как ты любишь говорить…

Рудин. Создал?Разве ты не формировалась сама,как личность…Я же пытался развить в тебе свободу мысли…независимый от посторонних разум…

Марина. Ты считаешь его независимым? А зря,папа…

Рудин (резко) Что «зря»?Иди,я не хочу тебя слушать…То,о чем я думаю,сейчас,уж никак не вяжется с мелкими сварами..

Марина. Не желаешь слушать…А жаль…Только благодаря твоему воспитанию,я стала такой…

Рудин. Какой?Что за намеки?

Марина. А вот именно,какой?Безликой,озлобленной,несчастной…Ты то у нас конечно,всегда был свободным,инакомыслящим,с своим мнением…А мне что оставалось?Всю жизнь смотреть на тебя,копировать тебя,и придти к тому что меня вчера назвали волчицей…

Рудин.(гневно)Кто назвал?

Марина. Брось генеральский тон! Он любит меня,любит Пашку,а я отвечаю ему грубостью и злобой,так как ты внушил мне,что предложение женщине с ребенком-это жалость,а жалость унизительна! А если бы ты знал,папа,как мне хочется,что бы меня пожалели,защитили…Но нет-я сильная,волевая,не имею права выказывать чувств…А я ведь все таки женщина….

Рудин. Какие вы все…обиженные…И я ведь,оказывается вас обидел…

Марина. Прости,папа. За превышение полномочий. Пойду Ирке помогу…А то врач с ней,поди не справиться..с такой кобылицей..

Идет к дому.

Рудин (приподнимаясь на локте,неуверенно) Маринка! Подожди!

………………………………………………………………………….

Рудин сидит в траве и глядит перед собой свинцовыми,запавшими глазами. Откуда то выныривает Павлик. Он подходит к деду и садится рядом на траву. Засыпает. Руднев,тихо,чтобы не потревожить ребенка,встает и идет по склону к реке. Он долго стоит у воды,вглядываясь в волны невидящеми глазами. Потом встает на колени, черпает горстями воду и брызгает себе в лицо.

Рудин(глядя в воду) Господи…Я был неправ….Сколько ошибок для одного единственного человека! Вся жизнь-черновик…Если бы были силы все исправить,переписать…

Он медленно поднимается с земли,и идет обратно,к яблоням. Издалека доносится детский,чуть подхриповатый,запинающийся голосок. Рудин прибавляет шаг. В зелени,среди опавших за ночь белых цветов стоит Павлик. Рудин останавливается в недоумении.

Павлик. Как дерево не может свой росток,

Покинувший приют пласта земного

Скрыть от жары иль ветра ледяного,

Что б он сгореть иль вымерзнуть не смог-

Так сердце в узах той,кто столь жесток,

Кто поит скорбью,жжет огнем сурово,

Лишенное и родины и крова,

Не выживет средь гибельных тревог

(Микеланджело)

Голос Павлика смолкает в грохоте летящей мимо электрички.